Предлагаем вашему вниманию статью историка Виктора Дубовицкого об интересной и во многом трагической судьбе известного сакмарца казачьего генерала Петра Бурлина.
Судьбы многих уроженцев Оренбуржья поражают воображение, как масштабами, так и географией деятельности, часто включавшей в себя сразу несколько континентов. Их биографии вбирали в себя бурную историю многих стран, бесконечный калейдоскоп лиц, чинов, званий – всего того, что составляет мировую историю.
От Маньчжурии до Бухары
Служба для Петра Бурлина, выходца «из казачьих детей Оренбургского казачьего войска станицы Сакмарской», началась в 19 лет. Мирная служба молодого выпускника Оренбургского юнкерского казачьего училища продлилась всего три года: с началом Русско-японской войны он оказался в самом ее пекле: переведенный сотником в Забайкальское казачье войско, Бурлин в феврале 1904 года перешел границу с Маньчжурией и уже в июле «за отличие в делах против японцев» был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью: «За храбрость».
Описание «участия в походах и делах против Японии» в его послужном списке занимает без малого пять страниц! И на каждом этапе – награды, награды, награды… Всего за сравнительно короткий период Петр Бурлин был награжден пятью боевыми орденами. Предполагал ли он тогда, что через 14 лет ему вновь придется пересечь маньчжурскую границу, навсегда расставаясь с Родиной?
Надо сказать, и до того ему нечасто приходилось служить в России: после окончания войны на Дальнем Востоке молодой казачий офицер в составе родного Оренбургского казачьего войска снова оказался за границей: 30 августа 1907 года он был командирован на службу в 5-й Оренбургский казачий полк, расквартированный в бухарском городе Чарджоу. Там Бурлин был назначен начальником полковой учебной команды.
В годы его службы на территории Бухарского ханства в регионе не происходило военных действий, и она проходила «штатно»: в джигитовках, строевых занятиях, уходе за конями и оружием. 2 августа 1908 года Петр Гаврилович получил приз в 75 рублей «за состязательную стрельбу из винтовки», а в феврале следующего был избран… заведующим полковой библиотекой.
Однако к казачеству особое пристрастие питал местный владыка Бухары – эмир Абдулахад, который в 1900 году получил звание генерала от кавалерии русской армии, а в феврале 1902 года – звание генерал-адъютанта свиты императора Николая II. Он был также назначен наказным атаманом Терского казачьего войска, а в 1906 году пожалован в кавалеры высшего ордена России – Святого Апостола Андрея Первозванного. Эмир, будучи «шефом» 5-го Оренбургского казачьего полка, в период Русско-японской войны, когда вся Россия собирала деньги на восстановление погибшего в Цусимской битве военного флота, пожертвовал более одного миллиона рублей золотом на строительство эсминца, которому дали имя «Эмир Бухарский»…
Подробнее читайте в газете “Сакмарские вести” или на нашем дзен-канале