Посвящается светлой памяти Зиннура Мингазовича Гафарова
3 февраля 2024 года школа отметила свой 50 летний юбилей. Какое торжество! Какое событие! Я помню, как сегодня, этот день – 4 марта 1974 года, как вошли в новое здание школы, первой школы в жизни каргалинцев!
Очень странно, даже непонятно, почему Татарская Каргала так долго жила без школьного здания? Школа была. Дети учились, выпускались. Но здания школы как такового не было. Занимались в убогих закутках – в бывших мечетях, медресе, сараях, домиках, приспособленных под школьные помещения. Их было 9, этих закутков. Располагались они в разных концах села. На переменах, чтобы добраться до другого класса, учителя надевали пальто, шапки и бежали по двору, кто с картой и указкой в руках, кто – с баяном, а кто – с кучей тетрадей. Такая беготня продолжалась очень долго. Советской власти было больше полвека – 57 лет, а школьного здания все не было. Как хотите, так и понимайте: не было.
А какая была слава о нашем селе! Когда Каргала построилась, она стала «древнейшими вратами на Восток». Замысел Петра I «отворения двери» в Азию осуществился. Здесь когда-то был шум базаров. Купцы предлагали товары из дальних восточных стран. Эту торговую дорогу назвали «шелковым путем». И Сеитов посад – Каргала – получила статус города. Жило в нем более 10 000 человек! Были в Каргале знаменитые богатейшие купцы. Ахмет бай, Махмут бай, Гани бай только чего стоили! Было 11 мечетей в Каргале. Это был крупный религиозный, образовательный и культурный центр.
Вы скажете, что это прошлое. Но ведь это же было. Затем были председатели колхоза, которые сделали его колхозом-миллионером. Например, Ф. И. Ибрагимов. Председатели сельcовета неплохие были. А вот школы, школьного здания не было…
Есть еще Ее Величество судьба. Она бывает не только у человека – у всех и всего: у предметов, зданий, деревьев… Видимо, судьба ждала, судьба школы ждала кого-то и чего-то… Это «кого-то» были, наверное, мы, Гафаровы, а «чего-то» – это наш приезд в Тат. Каргалинскую школу.
Мы, Мунира Исмагилова и Зиннур Гафаров, в 1951 году поступили в Желтинское педучилище. Блистательные, славные были преподаватели училища. Преданные до мозга костей своему делу, самоотверженные. Директором училища был Абдулла Хабибуллович Абляисов. Вот это был человек! Директора и должны быть именно такими.
В 1955 году мы получили диплом с отличием. А потом училище закрыли. Мы поступили в институты, а А.Х. Абляисова назначили директором в Каргалинскую школу. Он, будучи директором этой школы, следил за нашими успехами и перед выпуском приезжал в пединститут и с нашего согласия сделал заявку на нас, то есть пригласил нас в Тат. Каргалинскую школу на работу. Он по училищу хорошо знал, какие мы: учились отлично, везде были активистами. Так, в августе 1957 года мы оказались в Каргале.
От той Каргалы, коротко описанной мною в начале статьи, и следа не было, печи топили резиновыми колесами, от них дым, копоть и вонь кругом. Почему-то в селе было темно. Воду носили из Сакмары, а какие там крутые и высокие берега – все знают. Зарплата была 83 рубля. Квартиры нет. Богатых родителей тоже нет, чтобы могли поддержать в первое время. У нас уже была семья: двухлетняя дочь Лейла. Но мы жили радостно.
Унывать, хныкать, жаловаться и не думали, да и некогда было. В институтские годы дочь профессора Лубэ Эмма говорила: «Можно жить небогато, но достойно, выглядеть красиво и есть на скатерти». Мы так и жили. Какая шумная, счастливая, красивая была жизнь в молодости! И такую активность трудно было не заметить…
Мунира Гафарова
Полностью материал Муниры Гафаровой читайте в газете “Сакмарские вести” или на нашем дзен-канале