Громкое название – «Уральский Барс». Так называется проект Башкирского отделения Русского Географического общества. Член Русского Географического общества, друг нашей газеты, предприниматель и меценат, житель Татарской Каргалы, альпинист-любитель Анвар Искандаров в составе своей команды в последние дни октября завершил этот проект. Об этом рассказывает публикуемый его отчет, как всегда, живой, интересный, полный индивидуальных впечатлений и подробностей.
Летний сезон 2024 года мы начали с поездки в Африку, где совершили восхождение на гору Килиманджаро. Второй задачей мы поставили себе прохождение главных тысячников Урала. Сама по себе эта задача не требует альпинистских навыков, а больше желания и времени. Тем более что эти вершины Русское Географическое общество объединило в один проект, тем самым замотивировав большое количество людей для получения звания «Уральский барс».

Проект включает в себя 7 вершин, которые разбросаны по Южному Уралу на сотни километров, но они возвышаются на более тысячи метров над уровнем моря. Это:
– Иремель – 1582 метра или на выбор Поперечная – 1389 метров,
– Рассыпная – 1017 метров,
– Ялангас – 1297 метров,
– Курташтау – 1019 метров,
– Кушай – 1048 метров,
– Масим – 1030 метров,
– Кумардак – 1318 метров.
Надо отдать должное организаторам проекта: вершины подобрали очень разнообразные и интересные. Они заставляют передвигаться по всей Башкирии и Челябинской области, видеть красоту нашего Урала.
В летних выпусках «Сакмарских вестей» я рассказывал о прохождении гор Иремель, Рассыпная, Ялангас и так далее. На заключительном этапе осталось пройти гору Масим в Бурзянском районе Башкирии и гору Кумардак в Белорецком районе.
В последние дни октября наша команда в составе трех человек выехала в Башкирию. Заодно мы решили обкатать новый внедорожник «Танк-300», который предназначался (по паспорту) для бездорожья.
Из Оренбурга до горы Масим две дороги: через Исянгулово (приблизительно 370 километров) или через Мраково-Старосубхангулово (около 280 километров).
Мы отправились вечером, выбрав путь через Мраково-Старосубхангулово, где по наводкам водителей дорогу после весеннего паводка отремонтировали. Без проблем добрались вечером до Мраково, проехали еще километров 50-55 и дорога буквально превратилась в разбитое лесовозами бездорожье.
Наше дальнейшее передвижение стало похожим на переезд по полю битвы: канавы и глубокие борозды от лесовозов на протяжении десятка километров. Но наш «Танк» прошел это испытание, и дорожные кошмары внезапно закончились с поворотом в какой-то леспромхоз. Гравийная дорога скоро перешла в асфальт. Метаморфоза стала понятна, когда мы увидели вывеску «Территория заповедника Шульган-Таш». Это место стало всемирно известно после обнаружения в пещерах наскальных рисунков первобытного человека.
В Старосубхангулово без труда нашли уютную турбазу прямо на берегу реки Белая. Утром переехали в село Киекбаево. Оттуда начинается тропа на гору Масим. Еще на базе позвонили по указанному телефону проводнику. Он назвал цену сопровождения – 12 тысяч рублей. Мы отказались и зауважали себя еще больше.
Однако провокационный вопрос: «А ружья с собой взяли?» нас насторожил. Суть вопроса-подвоха поняли позже, уже на маршруте.
В 10 часов утра с рюкзаками вышли на тропу, двигаясь от указателя «Гора Масим 18 км». Погода стояла облачная температура 2-3 градуса. В предыдущие дни там прошли хорошие дожди, и дорога была отсыревшая.

Мы шли по лесной дороге, которую уже давно прошли местные тракторы-лесовозы. Маршрут был обозначен редкими оранжевыми мешками на деревьях и мы бодро начали свое восхождение.
Через 7-8 километров медленного подъема мы дошли до большой поляны и дорога перешла в тропу, которая привела к ущелью с пологими склонами, заросшими кустами рябины с ягодами ярко-красного цвета. Буквально через сотню метров на мокрой тропе наткнулись на свежие следы медведей. Дальше их становилось множество, еще больше нас насторожил свежий помет Топтыгина.
Затем услышали вдалеке рев медведя и невольно остановились, молча уставившись друг на друга. Что делать? Ведь мы вошли на территорию осеннего «жора» косолапых, которые лакомились сладкой подмороженной рябиной. Сразу вспомнили слова проводника: «А ружья с собой взяли?».
«Впечатления» от встречи с медведем на Камчатке у нас еще сохранились, поэтому в рюкзаке всегда носим НЗ на все случаи жизни. Я вспомнил и начал рыться в рюкзаке. Со дна его вытащил пакет с непромокаемыми спичками и петардами. Небольшой взрыв петарды нас сразу успокоил, и мы двинулись дальше к горе. Через каждые 500-600 метров для профилактики подрывали петарды, и агрессивные звуки медведей затихли.
Когда подошли к горе пошел мелкий снег, тысяча метров высоты уже чувствовалась в холодном колючем ветре.
На первой скале сохранилась десятиметровая железная «советская» лестница, поэтому мы без проблем на адреналине поднялись на вершину. К сожалению, ограниченная видимость скрыла красоту Уральских гор, но мы были счастливы.
Предстояло преодолеть 18 километров спуска вниз. Резко изменившаяся погода нас встревожила.
Уставшие после 36-километрового похода по пересеченной местности, уже при свете фонариков вернулись на место стоянки нашего авто. Это была самая тяжелая заброска из всех прошедших уральских маршрутов.
Но у нас осталась седьмая вершина из проекта – это гора Кумардак.
Весь следующий день у нас ушел на переезд в Белорецкий район. Мы разместились на турбазе вблизи села Николаевка, расположенного в 60 километрах от города Белорецка.
Надо отдать должное правительству Башкортостана: очень много турбаз и стоянок построено на средства различных грантов, предназначенных для создания туристических кластеров.
Хозяйка турбазы из десяти красивых домиков была когда-то фармацевтом в Уфе. Она выиграла большой грант и построила эту красоту в предгорье. Конечно, можно разместиться в палатке, но под дождиком и снегом при нуле градусов все-таки уютнее в домике.
Горячая баня и купание в горном ручье восстановили наши силы после протяженного марш-броска.
Гора Кумардак точнее Большой Кумардак была завершающим этапом для нас в этом объемном проекте Географического общества. Интересно, что название горы происходит от башкирского «кумэр» – горбатый, и на фотографии она напоминает лежащего горбатого исполина.
Утром мы выехали в сторону горы Кумардак, которая располагается рядом с деревней Верхнеаршинский, в 18 километрах от турбазы. Когда мы оставили автомобиль, горб горы казалось, находился совсем рядом в километрах 5-6. Но маршрут проходил по большому кругу вокруг Малого Кумардака, так как напрямую не было дороги и переправы через заболоченную пойму реки Арши, а это 12 километров до горы.
Мы вышли на тропу и 2-3 километра шли по заброшенной разобранной узкоколейке, которая была построена еще в 1909 году. Она эксплуатировалась еще в период начала Советской власти для обеспечения рудой Белорецкого металлургического завода.
Осенний лес с опавшей листвой, с огромными соснами и елями на фоне горных хребтов создавал особую первобытную картину природы. Тропа была достаточно хоженая, но с чистыми стоянками, без мусора.



В отличие от подхода к горе Масим подъем почти не чувствовался, зато уже возле самой горы нас ожидал сюрприз. Каменная река, состоящая из огромных курумников (каменных валунов) образовалась миллионы лет назад. Эту реку из валунов шириной около 50 метров мы буквально переползали с камня на камень, так как они был мокрые и покрытые мхом.
Сам подъем на гору по обледеневшим скалам представлял собой серьезное испытание. Каждый шаг приходилось выверять. Поэтому восхождение затянулось, длилось около двух часов. Пока мы поднимались, мелкая морось перешла в снег. И мы уже по мокрому снегу с ограниченной видимостью поднялись на вершину.
Обратная дорога прошла без особых приключений. В такую погоду даже медведи из берлоги не вылезают, а мы ходим по их тропам.
Итоги подвели уже на турбазе, в которой оказались одни. Надо в Уральские горы ходить летом или, в крайнем случае, зимой на лыжах. Осенние походы в дождь и снег, конечно, хорошее испытание, но небезопасное.
Природа Урала очень красива и разнообразна. Достаточно двух-трех выходных дней, чтобы пройти многие маршруты!