Старообрядчество в селе Сакмара

Профессор, уроженец русской деревни рассказывает о возрождении родовой духовности и возвращении старообрядцев в Россию (доктор Виктор Погадаев, New Straits Times, 22 января 2022 года).

Я родился и вырос в селе Сакмара (Оренбургская область, Россия), где большинство населения исповедует не официальное православие, а религиозное течение, называемое «старообрядчество».

Позвольте мне объяснить. В XVII веке Русская православная церковь пережила раскол —  раскол по-русски – из-за реформ патриарха Никона (1605-1681 гг.), который стремился стандартизировать церковные обряды.

Некоторые последователи не приняли реформы. Они не признали новые иконы или священные книги, которые были изменены официальной церковью, включая новые церемонии. Например, замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.

Сторона, выступавшая против официальной церкви, известна как  старообрядчество. Противостояние было очень ожесточенным и кровавым, некоторые лидеры оппозиции даже были приговорены к смертной казни.

Старообрядцы верили в чистоту смерти, что было одним из столпов «истинной веры».

До 1690-х годов сгорело более 20 000 человек. Многие староверы бежали на север России, на Урал и в Сибирь. Среди них были и мои предки.

В повседневной жизни они придерживаются довольно строгих правил – воздержание от спиртного и сигарет, мужчины должны носить усы и бороду, а женщины – носить вуаль.

В церкви для молитв используют небольшой коврик, похожий на тот, на котором мусульмане молятся в мечети.

Известный художник В. И. Суриков в 1887 году изобразил один из эпизодов раскола – арест боярыни Морозовой. Морозова была старообрядкой, которая отказалась креститься тремя пальцами, как того требовала церковная реформа. Она была признана мученицей после ареста и позже умерла в тюрьме.

После революции 1917 года религия, в соответствии с учением Маркса, была объявлена «опиумом для народа» и не поощрялась. Коммунисты пытались заменить ее атеизмом.

Хотя многие церкви были разрушены, а многие священники убиты или сосланы в Сибирь, религию искоренить не удалось.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Сталину самому пришлось обратиться к церкви с просьбой помочь своему режиму в борьбе с наступающей нацистской армией.

Крушение коммунистической системы в России в 1991 году привело к возрождению Русской Православной Церкви. Были вновь открыты многие церкви и монастыри.

Люди могли свободно отправлять свои религиозные обряды. Изменения коснулись и моей деревни.

В 1990-х годах православные верующие вернулись в свою церковь. Но у староверов по-прежнему не было места для богослужений, поскольку одно из их зданий с 1940-х годов использовалось как кинотеатр. Но справедливость восторжествовала недавно. Они получили молитвенный дом, который принадлежал им в прошлом. Своими силами удалось восстановить. Постоянного священника пока нет. Приезжают служить из Оренбурга только по воскресеньям.

На фотографии видно, как женщины одеваются, чтобы пойти на молитву в свою новую церковь. Они следуют совету предков. Одежда должна быть скромной, простой и не подчеркивать формы человеческого тела, чтобы не выглядеть соблазнительно или сладострастно. В связи с этим не допускается тесная одежда, шорты, короткие юбки и рукава, другая одежда, открывающая грудь, живот или спину. Открытыми остаются только голова и руки. Замужние женщины должны иметь покрытую голову. Для девушек это обязательно только в церкви.

Таким образом, возрождаются старые традиции. Теперь в Сакмаре есть две церкви. И мечеть тоже.

Виктор Погадаев

Поделиться в соц. сетях
Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.