Крупнейшие российские торговые сети X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») и «Магнит» уведомили ФАС об ограничении наценки не более чем на 10% на социально значимые продовольственные товары
Ограничения коснутся более 20 товарных категорий и начнут действовать с 12 января во всех магазинах сети, пояснили в X5. В «Магните» сообщили, что меры затронут примерно 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов — это, в частности, вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло и гречневая крупа. Оба ритейлера подчеркнули, что готовы удерживать наценку в течение 2022 года.
По словам замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, в прошлом году средняя надбавка на эти товары в сетях не превышала 15–16%. ФАС, однако, подчеркнула, что еженедельный мониторинг по-прежнему выявляет завышение наценок.
По мнению старшего аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, попытка ограничить наценки на базовые продукты 10% — это игра на опережение. Ибрагимов сомневается, что ограничение наценки заметно скажется на показателях сетей.
Гендиректор Infoline Иван Федяков отмечает, что крупнейшие сети могут пожертвовать частью маржи, а вот небольшие ритейлеры «с такой наценкой не выживут».
Все эти меры, ограничивающие надбавки были приняты вскоре после того, как на проблему в конце июля указал президент Владимир Путин на совещании с правительством. «Особо остро стоит сегодня вопрос с подорожанием базовых продуктов — овощей, так называемого борщевого набора, мы недавно об этом говорили», — подчеркнул он. Под конец года — в ноябре — он вновь обратился к этой теме, потребовав «не только справляться с последствиями инфляции, но и действовать на опережение, убирая факторы, которые подталкивают рост цен».
Кстати, инфляция в прошлом году, как свидетельствуют предварительные данные Росстата, стала рекордной с 2015 года: она достигла уровня в 8,39%. Заметнее всего — на 10,62% — подорожали продукты питания.