На заре журналистской деятельности, мне, начинающей корреспондентке районной газеты приходилось бывать в типографии. Ведь именно там печатался «Ленинец», а коллективы редакции и типографии работали как единый слаженный механизм.
В типографию заходила с небольшим душевным трепетом и опаской. В сложном мире полиграфических машин и специфической терминологии сразу разобраться было невозможно. Да и коллектив, в основном женский состоял из людей серьезных и требовательных. Я немного их побаивалась.
Это так мне виделось тогда. Потому что на самом деле все наборщики, печатники, переплетчики и другие специалисты оказались добрыми и отзывчивыми людьми. Просто на первый взгляд производили впечатление суровых. На самом деле им и улыбаться то было некогда. Тяжелая, вредная для здоровья работа со свинцом, а дома семья и хозяйство. Сил для приветливости у них не оставалось.
Но одну женщину я всегда выделяла среди прочих. Среди жара и грохота помещения, где находился линотип, она находила в себе силы общаться доброжелательно и спокойно. Валентина Петровна Мажарцева была великодушна, обладала приятной внешностью и обаятельной улыбкой, хорошим чувством юмора.
Она и сейчас осталась такой же. Для меня годы не стерли ее женское очарование, морщинам не удалось скрыть знакомое приятное лицо. И это удивительно, ведь жизнь Валентину Петровну совсем не баловала. Наоборот, словно пробуя на прочность, посылала новые испытания.
Может быть, нелегкая судьба ее была предрешена заранее, ведь родилась она в 1941 году и жизнь родителей безоблачной тоже не назовешь. Отец – человек умный и деятельный, убежденный коммунист, всегда работавший на ответственных должностях, дома бывавший редко. Перед смертью руководил колхозом «Родина», из Татарской Каргалы.
В свое время Петр Григорьевич овдовел и остался с двумя дочерьми и сыном на руках. Конечно, он женился вновь. В браке родились еще три дочери, старшая из которых – наша Валентина Петровна…
…На мой взгляд, судьбоносное событие случилось в 1965 году. Ее приняли в Сакмарскую типографию учеником наборщика. Тогдашний директор Василий Иванович Донсков видимо оценил трудолюбие новичка, потому что ровно через месяц Валентину перевели на самостоятельную работу наборщиком и присвоили второй разряд.
Наша 23-летняя героиня тогда влилась в большой коллектив. В типографии тогда работали опытные полиграфисты: мастер Тамара Ерофеевна Синцова, наборщики Валентина Федоровна Михайлова, Нина Егоровна Куракина, печатники Мария Ивановна Сотникова, Лидия Сергеевна Мажарцева…
…Трудилась Валентина Петровна всегда добросовестно. Висело ее фото на Доске почета, награждали денежными премиями, грамотами, объявляли благодарности, несколько раз присваивалось звание ударника коммунистического труда.
А ведь кроме работы на женщине были заботы по дому и семье. Терпела сложный характер мужа, ухаживала за мамой, после инсульта, 28 лет бок о бок дружно прожила со свекровью. Судьба никак не хотела одаривать ее пряниками. И будто показалось, что мало испытывала, заставила пережить потерю младшей дочери…
…Наша почтенная односельчанка интересуется мировыми новостями, сейчас переживает о детях Палестины, беспокоится, что настали в России тревожные времена. Ее большое сердце болит обо всех несчастных, обездоленных. И это закономерно. Только тот, кто сам хлебнул лиха, сочувствует от всей души.
Валентина Петровна, живите долго!
Полностью очерк Ирины Коряковой читайте в газете “Сакмарские вести” или на нашем дзен-канале, на котором вы можете посмотреть видеоролики газеты, а также, в ближайшее время и полные версии статей.