Немного к утру успокоившийся Урал, вновь грозно задышал, достигнув в Оренбурге очередного рекордного уровня – 1180 см
Авторитетнейший ученый, председатель Оренбургского отделения Русского географического общества, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, профессор Александр Чибилев поделился своим видением масштабнейшего наводнения в Оренбуржье.
За два минувших десятилетия, пока не было серьёзных паводков, мы почти забыли, что Урал на самом деле — крупная водная артерия Евразии. Эта река — третья по протяжённости река в Европе, а её бассейн вместе с бессточными территориями Урало-Эмбинского междуречья составляет площадь около 400 тыс. квадратных километров. Это сопоставимо с площадью материковой Франции. Можно представить, какая масса воды собирается по весне…
После рекордного подъёма реки на 11 с половиной метров, у пешеходного моста в Оренбурге вполне пройдёт серьёзный сухогруз класса «река-море». Специалисты определили, что Урал живёт по гигантским 70-120 летним циклам сначала подъёма воды, потом её спада.
-Строительство Ириклинского водохранилища помогло сдерживать паводки, но не избавило от них полностью, — рассказывает учёный. — Урал по-прежнему остаётся хозяином в своей пойме, „запереть“ его невозможно, и даже опасно. С паводком не нужно бороться, паводок нужно пропускать.
По словам Александра Чибилева, нынешний суперпаводок стал совокупностью нескольких факторов. Высокая влажность и большой уровень промерзания почвы, обильные снегопады и отсутствие оттепелей, которые в прежние зимы позволяли частично “сбросить” снегозапасы. Но усугубило ситуацию и неразумная, бесконтрольная застройка поймы, которая велась с начала 2000-х.
-В пойме нельзя ничего строить, не только жилые дома, но и вообще любые капитальные сооружения. Потому что пойма — это фактически живое русло Урала, куда он обязательно рано или поздно вернётся, — считает учёный.
Застройка, засыпка отводящих каналов, возведение дамб без общего анализа гидрологической ситуации паводок только усиливает. Чем сильнее мы отгораживаемся от реки, тем сильнее река будет разливаться. Если раньше огромные массы воды уходили по естественным местам стока, то теперь этих мест нет — вместо них высятся коттеджи за десятки миллионов рублей и высотные многоэтажки.
-Я пятьдесят лет, что работаю в науке, говорил и сейчас говорю — нельзя было ни в коем случае строиться в пойме. Но нас, учёных, никто не слушал. К нам даже не приходили с проектами жилых посёлков, чтобы посоветоваться, оценить паводковую опасность. Всё узнавали задним числом, когда планы уже были утверждены и на местах работала строительная техника, — говорит Чибилев.
Последствия паводка в Оренбуржье ещё предстоит оценить и взвесить. И, наконец, понять — с Уралом шутки плохи, а пренебрежительное “да его же курица вброд перейдёт!” забыть навсегда. Если же просто «пережить и забыть», в надежде, что такой паводок больше не повторится ещё лет 100-150, то можно дорого поплатиться за такое пренебрежение. Учёные считают: есть все признаки, что Урал уверенно вошёл в многолетний цикл подъёма воды. И паводки, пусть и не такие огромные, будут происходить всё чаще.