На пороге февраль – самый трогательный месяц в школьной жизни, когда выпускники встречаются с родной школой, с учителями, вспоминают самые интересные события, говорят добрые слова и пожелания, дарят стихи и песни.
Я сама в школе проработала почти 40 лет, видела многое: успехи и поражения, новинки и старые проверенные методы, видела и самое страшное – разрушение нашего самого лучшего в мире образования.
Да, моя учеба в школе, как выяснилось сейчас, пришлась на самый расцвет этого образования. Недавно услышала, что он приходится на период с 1945 по 1965 годы. Президент США Кеннеди сказал об этом периоде: «Нам не нужно бояться ракет средней и высокой дальности СССР. Нам нужно бояться системы образования этого государства». Это он сказал, основываясь на аналитической записке государственной комиссии, которая побывала в СССР в 1959 году. И вот в нашей стране было сделано все, чтобы эту систему разрушить.
Мне сегодня хочется напомнить тем, кто жил в то время, рассказать тем, кто живет и учится сейчас, о тех, кто создавал и продвигал эту систему, о моих (надеюсь не только моих) любимых учителях. Многих из них сегодня уже нет в живых (Царствие им небесное), но живы их дети, внуки, правнуки.
Украинская средняя школа. С какой гордостью мы писали это на тетрадях и дневниках, с какой гордостью об этом говорили. Еще бы, у нас были самые лучшие учителя, самая лучшая школа, ученики которой побеждали на олимпиадах, соревнованиях, поступали в то время в лучшие учебные заведения и учились, получая стипендии.
Неказистое здание в виде буквы «п» (оно и сейчас сохранилось в виде жилых квартир), ухоженный пришкольный участок, на котором ученики выращивали все, начиная с овощей и кончая плодовыми деревьями, прекрасный школьный двор с колодцем, хозяйственные постройки, три здания интерната, баня. В нашей школе учились дети из сел Григорьевка и Донское.

В то время не было газа, центрального отопления, водоснабжения. Поэтому утро в школе начиналось с 5 часов, неважно, какая была погода. В школе должно быть к 9 часам тепло. Яшникова А., Воинова М., Лебеденко Н., обеспечивали тепло и чистоту. И мы были благодарны им за это, припадая к теплым бокам печек на переменах.
Обязательна для всех была утренняя зарядка (зимой – в коридоре или классе, летом, осенью, весной – на школьном дворе) и попробуй, опоздай… А какая честь выпадала тем, кто эти зарядки проводил – на них смотрели, за ними повторяли упражнения.
Потом с обыкновенным школьным звонком – колокольчиком – начинались занятия. Погорелова Е.И., Суркова Е.Я., Нагорная Е.П., Бабанина Т.Я. не только «к 4 прибавить 2, по слогам читать слова» учили малышей, но и воспитывали добрым словом, хорошим делом. Все понимали в то время, что такое хорошо, что такое плохо. И если что-то не так, не примут в октябрята, пионеры, пожурят, пристыдят.
Слово «совесть» было понятно всем. Учили домашнему хозяйству, работе коллективе (какой существовал огромный хор!), взаимной помощи. Тимуровцы действовали не по принуждению, а по совести и желанию.
А вот в среднем и старшем звене у нас учителя работали семьями: Ткаченко М.Ф. и Ткаченко А.П., Бурик В.Н. и Бурик В.П., Плаксины И.А. и Н.А., Ефремовы В.Н. и В.Ф.
Какими интересными были уроки биологии Валентины Николаевны Бурик. Не только рассказами, но и практическими занятиями занимала она нас. В лаборантской было все: таблицы, гербарии, наглядные препараты, микроскопы…, чего только не было. Дежурные помогали обеспечивать практические занятия.
Как сейчас помню, рассматривали строение клетки луковицы: вакуоли, ядро, оболочка. А весной и летом работа на пришкольном участке, на огородах колхоза в летнем лагере. И никто не возмущался, ведь это надо, это – жизненный опыт.
Супруг Валентины Николаевны – Василий Прокофьевич, участник Великой Отечественной войны преподавала черчение и рисование. А как он рисовал! На доске на наших глазах с помощью мела возникало чудо. Свой дар он передал сыну Анатолию и дочери Ольге. О войне никогда не говорил, слишком свежи были воспоминания.
Плаксин Иван Андреевич, участник войны, переводчик. В совершенстве знал немецкий язык, ну и мы, естественно, тоже должны были знать. Моя сестра Валя, поступая в институт культуры в Самаре, немецкий сдала на «5». Привела в изумление приемную комиссию.
Правда Ивана Андреевича мы немножечко побаивались, несмотря на его мягкий голос и кажущуюся доброту, строгость, требовательность, знание своего предмета. Человечность – вот что его отличало. Его супруга – Наталья Андреевна – математик, и этим все сказано. Миниатюрная женщина с твердым характером.
Ткаченко Михаил Филатович – участник войны, историк и долгие годы директор школы. Мы его любили и ценили за чувство юмора, доброту, умение сопереживать. А его супруга Анна Порфирьевна была человеком энциклопедических познаний в своем предмете – истории.
На занятиях нас учили говорить, размышлять, доказывать. Этому способствовали и экзамены. До сих пор помню, как сдавали физику, которую, преподавала Антонова (Басова) Полина Васильевна. Она нас учила не только предмету, но и жизни. Так вот, на экзаменах в билетах было два вопроса теоретических и один практический. Я, гуманитарий по взглядам и знаниям, и сегодня смогла бы вычислить момент отрыва капли (именно это попалось мне в билете). Все практические занятия прорабатывались на уроках.
Раз в неделю, в школьном коридоре случалось столпотворение: вывешивалась газета «За честь школы» (специальный трафарет с пустыми колонками, куда вставлялся материал). Газета привлекала внимание тем, что там говорилось об успехах, подводились итоги, высмеивались какие-то недостатки, рассказывали об учениках, событиях. Выпускали газету по очереди все классы, соревновательность тоже присутствовала: чья газета интереснее, красочнее.

А какие спортивные вечера проводились в нашей школе! Спортзал находился в отдельном здании. Это был своеобразный спортивно-культурный центр, где проходили тематические и праздничные вечера, спортивные мероприятия.
В зале имелось все, что необходимо для занятий спортом (современные школы могли бы позавидовать). Все мальчишки и юноши тянулись к Ефремову Владимиру Николаевичу, который мог показать любое упражнение, так как был спортивным человеком.
Какие упражнения на брусьях, турнике, кольцах показывали Сермягин Федя, Черевко Борис, Хоменко Иван, Бурик Толя, Покидченко Петя заглядишься! Не хуже известных в то время гимнастов, то еще зрелище, аж сердце заходилось от восторга!
А Вера Федоровна – супруга Владимира Николаевича учила нас математике, сама любила предмет и нам привила к нему любовь. В Украинке они стали семьей, родили детей, Вера Федоровна стала завучем.
Нельзя забыть Фареник Надежду Емельяновну и Климушкину Марию Константиновну, учительниц литературы и русского языка, которые прививали нам любовь к великому русскому слову.
Все педагоги пользовались заслуженным уважением, ведь «в селе ты не просто порядочный житель, имя твое у всех на устах, ты – учитель…».
Уже много лет прошло, а школа помнится, учителя как будто рядом, ведь они отдавали нам свое тепло, знания, силы, сеяли в нас разумное, доброе, вечное. Поэтому вам, мои дорогие, и всем работающим сейчас учителям: «Поклон вам низкий до земли и 100 объятий на прощанье».
Надежда Нагорная, селькор, ветеран педагогического труда
Фото из домашнего архива Надежды Нагорной