27 января 1944 года закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Ленинград – единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.
Наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов называлась «Январский гром». В ее ходе советские войска уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили их на 60-100 километров от Ленинграда.
Примечательно, что в освобождении Ленинграда принимали участие и наши земляки. Сегодня рассказ об одном из них.
Среди наших земляков, оборонявших Ленинград и участвовавших в прорыве блокады, житель Марьевки капитан Николай Иванович Панарин.
С начала войны Николай Иванович попал на Волховский фронт. Зажатый в тисках блокады, Ленинград был отрезан от всей страны. Трехмиллионный город обрекли на голодную смерть. Не было электричества, воды, не ходил транспорт: трамваи и троллейбусы стояли. Смерть ежедневно уносила тысячи жителей.
Важнейшей операцией, предпринятой Советским Верховным Главнокомандованием на Северо-Западе, являлся прорыв блокады Ленинграда. Благодаря успешной работе тыла, Главнокомандование получило возможность, используя ледовую дорогу через Ладожское озеро, усилить войска, предназначенные для освобождения города от блокады. Ленинградский и Волховский фронты получили пополнение людьми, боевой техникой и вооружением.
Волховскому фронту, где воевал Николай Панарин, предстояло наступать с востока, а Ленинградскому – нанести удар с запада с правого брега Невы навстречу волховчанам. Усилиями войск двух фронтов вражеская блокада должна была быть прорвана.
«Победа давалась нелегким трудом, – рассказывал Николай Иванович. – В то время я был замкомандира минометной батареи (до войны окончил Камышовское училище Свердловской области). Расчеты минометов получали строго определенные задачи на каждый период боя. Готовясь к прорыву, войска ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов отрабатывали наступательные действия на специально созданных учебных полях в лесу.
12 января артиллерия и авиация Волховского и Ленинградского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота обрушили на позиции врага лавину стали и огня. Долгожданное наступление началось. Более 4,5 тысяч орудий и минометов вели огонь по противнику. Над вражескими укреплениями бушевал огонь чудовищной силы. Гитлеровцы были ошеломлены мощным ударом советской артиллерии.
В ночь с 18 на 19 января 1944 года радио Ленинграда передавало: «На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение 7 дней напряженных боев, преодолевая упорное сопротивление противника, заняли: г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская, Дубровка, Липка, рабочие поселки №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная.
Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. С этого момента началось массовое изгнание немцев с Ленинградской области».
Нелегко Николаю Ивановичу было вспоминать прошедшие бои, унесшие множество жизней товарищей, однополчан храбро сражавшихся с врагом и не доживших до долгожданной победы.
Позади Синявинские и Пулковские высоты, город Нарва, бои на Прибалтийском фронте, два ранения. Николай Иванович был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями. После возвращения с войны работал в райкоме партии, учился в педагогическом институте.
В 1994 году, когда отмечалось 50-летие со дня освобождения Ленинграда, Николаю Ивановичу исполнилось 82 года. Сейчас, конечно, его нет с нами, ведь он 1912 года рождения. Но его боевые подвиги не забудутся.
Ирина КОРЯКОВА